Сравнение договора коммерческой концессии и лицензионного договора.

В российском законодательстве нет понятия «франчайзинг». Эти отношения регулируются положениями главы 54 ГК РФ Коммерческая концессия. По договору одна сторона (правообладатель, франчайзер) предоставляет другой стороне (пользователь, франчайзи) право использовать в предпринимательской деятельности комплекс своих исключительных прав (в том числе, право на товарный знак и др.). Пользователь обязуется платить вознаграждение правообладателю (ст. 1027 ГК РФ).

В обязанности приобретателя входит:

  1. обеспечить соответствие качества производимых им товаров (работ, услуг) качеству аналогичных товаров, производимых правообладателем;
  2. использовать комплекс переданных ему исключительных прав так, как их использует правообладатель.

В частности, это касается:

  1. указаний относительно внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений;
  2. оказывать покупателям дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;
  3. не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую конфиденциальную информацию;
  4. информировать покупателей наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение по договору коммерческой концессии.

Между договором коммерческой концессии и лицензионным договором существует ряд отличий:

  • Предмет договора, т.е. то, что передается по договору.

По договору коммерческой концессии передается комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). По лицензионному договору передаются любые исключительные права на любые объекты интеллектуальной собственности.

  • Цель.

По договору коммерческой концессии комплекс прав передается для использования в предпринимательской деятельности. Для лицензионного договора цель использования прав лицензиатом значения не имеет, хотя и может обозначаться в договоре.

  • Стороны.

Сторонами договора коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации или индивидуальные предприниматели. Сторонами лицензионного договора могут быть любые лица.

  • Возмездность.

Договор коммерческой концессии может быть только возмездным. Лицензионный договор может быть и безвозмездным, если это прямо в нем предусмотрено.

  • Содержание (условия) договора:
  1. контроль деятельности лица, которому передаются права.

По договору коммерческой концессии это обязанность правообладателя. И дело даже не в том, что от этого пострадает сам правообладатель, дело в том, что может быть введен в заблуждение потребитель, рассчитывая на приобретение товаров или услуг определенного качества. В свою очередь это подкрепляется обязанностью пользователя соблюдать все инструкции и указания правообладателя и предоставлять потребителям весь комплекс дополнительных услуг, которые бы они получали, если бы обратились непосредственно к правообладателю. Такое же положение в лицензионном договоре может быть предусмотрено по желанию сторон.

  1. обязательство не конкурировать на оговоренной территории.

По договору коммерческой концессии правообладатель и пользователь могут не только оговорить территорию, на которой они не должны конкурировать друг с другом, но и ограничить право пользователя заключать подобные договоры с другими пользователями. В лицензионном договоре также может быть предусмотрено ограничение территории, в этом случае договор приобретает характер исключительной лицензии. Однако, что касается запрета заключать аналогичные лицензионные договоры с другими лицензиарами — такое условие в лицензионных договорах, как правило, не предусматривается.

  1. заключение сублицензионных и субконцессионных договоров.

В договоре коммерческой концессии может быть установлена обязанность предоставить необходимое количество субконцессий. В лицензионном договоре такой обязанности обычно не предусматривают. Более того, заключение сублицензионного договора должно быть разрешено лицензиату.

  • Заключение договора на новый срок.

Договор коммерческой концессии предполагает преимущественное право пользователя на заключение нового договора на новый срок с правообладателем. В случае отказа правообладателя от заключения договора на новый срок он не может заключать на данной территории подобные договоры с другими пользователями в течение трех лет. Прекращение лицензионного договора не влечет такие последствия.

  • Ответственность.

Субсидиарная (дополнительная) ответственность правообладателя по требованиям о качестве товаров и услуг, оказываемых пользователем по договору коммерческой концессии. На лицензиара ответственность за качество товаров и услуг лицензиата не распространяется.

Договор коммерческой концессии, как указывалось выше, называют договором франчайзинга, или просто франчайзингом. По своей сути франчайзинг — это «продажа» способа или системы ведения бизнеса и торгового обозначения. С помощью франчайзинга создаются сети, работающие под одним именем, выпускающие одинаковые товары или оказывающие одинаковые услуги.

Если подвести итог в части сравнения двух видов договоров, то можно сказать, что договор коммерческой концессии заключается для того, чтобы встроить новое звено в цепочку успешного бизнеса, при этом концессионер (пользователь) имеет очень мало свободы, но может рассчитывать на постоянную помощь правообладателя, консультации, техническое содействие и т.д.

Лицензионный договор может заключаться на гораздо большее количество объектов интеллектуальной собственности и предполагает большую свободу лицензиата (пользователя) в использовании переданных исключительных прав.

Яндекс.Метрика