Екатеринбург
371-77-66Москва
8-800-101-84-63Все чаще покупатели наших клиентов в договоре или в приложении к нему фиксируют положение по раскрытию сведений, составляющих налоговую тайну в соответствии со ст. 102 НК РФ.
В договоре указывают на необходимость в определенный срок с даты его подписания представить в территориальный налоговый орган по месту своей регистрации «Согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, в соответствии с пп. 1 п.1 ст. 102 НК РФ, в ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ О НАЛИЧИИ (УРЕГУЛИРОВАНИИ/НЕУРЕГУЛИРОВАНИИ) НЕСФОРМИРОВАННОГО ИСТОЧНИКА ПО ЦЕПОЧКЕ ПОСТАВЩИКОВ ТОВАРОВ (РАБОТ/УСЛУГ) ДЛЯ ПРИНЯТИЯ К ВЫЧЕТУ НДС (несформированный источник вычета НДС)».
Согласно внесенным изменениям в НК РФ сведения о налогоплательщике могут стать общедоступными с согласия их обладателя, то есть на добровольной основе (пп. 1 п. 1 ст. 102). Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика в отношении всех сведений, составляющих в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым ФНС России.
Форма «согласия» утверждена Приказом ФНС России от 15.11.2016 №ММВ-7-17/615@ «Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы» (далее — Порядок).
В указанном Порядке нет информации, какие данные нужно раскрыть для того, чтобы 3-е лицо могло получить сведения о наличии «(урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету НДС».
В поле «дает согласие на признание следующих сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну, общедоступными» указывается соответствующая цифра:
«1» — при определении всех сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну, общедоступными;
«2» — при выборе части сведений в соответствии с Приложением №3 к настоящему Порядку.
При выборе цифры «2» заполняется раздел Согласия «Коды сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговую тайну».
В случае если сведения раскрываются частично, то в согласии указываются коды сведений, которые налогоплательщик делает общедоступными (п. 16 Порядка). Соответствующие коды приведены в приложении №3 к Порядку.
Предоставление согласия по коду «1100» делает доступными все сведения, содержащиеся в налоговых декларациях (расчетах), представляемых по окончании каждого налогового (отчетного) периода.
Предоставление согласия по коду «1400» в соответствии с п. 26 Порядка означает, что налогоплательщик соглашается с общедоступностью иных сведений, относящихся в соответствии со ст. 102 НК РФ к налоговой тайне, для которых не утвержден отдельный код. Поскольку налоговой тайной являются любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, то формально проставление кода «1400» делает общедоступной в том числе и имеющуюся у налогового органа информацию о контрагентах (поставщиках и покупателях) налогоплательщика.
Т.е. фактически для раскрытия информации в отношении сведений о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету НДС нужно в заявлении даже при частичном раскрытии указать коды «1100» и «1400», по факту это и есть раскрытие всех данных.
Важно: организация, представляя согласие с кодами «1100» и «1400», делает общедоступной имеющуюся у налогового органа информацию о данных налоговых деклараций (расчетов), в том числе и сведений из АСК НДС-2 о своих контрагентах (поставщиках и покупателях) и об имеющихся «разрывах» по НДС в цепочке операций.
Таким образом согласие не ограничивается раскрытием информации о конкретной сделке, а информирует иных участников (третьих лиц) обо всех разрывах (налоговых разрывах по НДС) за выбранный период.
В письме от 09.10.2018 №ЕД-4-2/19656@ ФНС дополнительно в ответ на обращение участников рынка о возможности информирования о несформированном источнике для принятия к вычету сумм НДС раскрыла особенности заполнения Согласия, а именно:
«1. В разделе формы Согласия «Коды сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну» в поле «Настоящим даю свое согласие на признание сведений общедоступными» в соответствии с Приложением №3 к приказу (Справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными) указывается в обязательном порядке два кода:
«1100» — Сведения из налоговых деклараций (расчетов);
«1400» — Иное. В текстовом поле «Для кода 1400» указывается код в следующей последовательности букв и символов: «TG о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС».
После получения согласия налогоплательщика сведения, которые становятся общедоступными, на открытых информационных ресурсах не размещаются, а предоставляются любым заинтересованным третьим лицам на основании письменного запроса на предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, признанных общедоступными в соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, представление организацией Согласия с кодами «1100» и «1400» влечет раскрытие имеющейся у налогового органа информации о данных налоговой отчетности налогоплательщика, в том числе и сведений из АСК НДС-2 заинтересованным третьим лицам.
Дополнительно в рамках профилактики налоговых правонарушений ФНС России организован процесс информирования налогоплательщиков о несформированных источниках для применения вычета по НДС письмами территориальных налоговых органов по форме КНД 1110070, но только в рамках развития системы саморегулирования ведущими отраслевыми союзами в сфере агропромышленного комплекса России совместно с Общественной палатой Российской Федерации. Заинтересованные организации проходят процедуру регистрации и становятся участниками информационного ресурса хартия-апк.рф и получают доступ к сведениям из АСК НДС-2 для проверки своих контрагентов.
Для обмена информации рекомендована форма КНД 1110070 «Запрос на представление сведений, составляющих налоговую тайну, признанных общедоступными в соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации». Данная форма не предназначена для налогоплательщиков.
Так, в письме ФНС России от 12 октября 2020 г. №АБ-4-19/16709@ «Об информировании налогоплательщиков о несформированных источниках для применения вычета по НДС письмами территориальных налоговых органов» как раз указано, что в рамках профилактики налоговых правонарушений ФНС России организован процесс информирования налогоплательщиков о несформированных источниках для применения вычета по НДС письмами территориальных налоговых органов.
Форма ответа на запрос организации на предоставление сведений в соответствии с кодами «1100» и «1400» по форме КНД 1110070 не предназначена для налогоплательщиков. Данная форма используется в рамках развития системы саморегулирования ведущими отраслевыми союзами в сфере агропромышленного комплекса России совместно с Общественной палатой Российской Федерации.
При передаче сведений, необходимых для формирования информационного ресурса, содержащего сведения об организациях, в отношении которых налоговыми органами через телекоммуникационные каналы связи передана информация о наличии несформированного источника для применения вычета по налогу на добавленную стоимость. Описание данного алгоритма содержится в сети Интернет по адресу: https:// информресурс.хартия-апк.рф.
На сайте хартия-апк.рф в рубрике ответов на вопросы указано следующее по раскрытию информации о поставщикам:
Информация о поставщике будет включать в себя: 1 ИНН; 2 Наименование; 3 Квартал, по декларации за который выявлен признак «разрыва» в цепочке; 4 Дата размещения информации в Информресуре. Это все. Более никакой информации не размещается и не раскрывается, в том числе, информация о его покупателях и покупателе, подавшем информацию для размещения в Информресурсе. Также не подлежат раскрытию и сведения об условиях коммерческих взаимоотношений сторон, ценах и пр. https://xn--e1afmdfmbbibuf.xn--80ai4af.xn--p1acf/»
Налоговые инспекции и УФНС по регионам (УФНС по Свердловской области) не дают однозначного ответа по форме и порядке раскрытия информации для налогоплательщиков, которые не являются участниками хартии АПК. На текущий момент формы ответа по раскрытию информация не закреплена, налоговый орган представляет информацию в сводной форме без какого-то четкого регламента по ее раскрытию.
Понимания, каким образом и как раскрыть информацию по «разрывам», фактически на текущий момент у налогового органа нет, т.к. они считают, что это уже внутренняя информация самого Налогоплательщика. И если даже будут указаны в согласии коды «1100» и «1400», этого не достаточно для раскрытия информации по «разрывам», только если Налогоплательщик даст полное согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, то тогда у налогового органа появится возможность представить информацию. Но на уровне УФНС по Свердловской области таких запросов еще не было и соответственно регламент ответов и раскрытия информации по ним не разработан.
Аналогичный подход налоговых органов нашел свое отражение и был более детально раскрыт в письме ФНС от 12.12.2019 №ЕД-4-2/25672@ «О пределах раскрытия территориальными налоговыми органами информации на основании данных налогоплательщиками согласий на признание сведений, составляющих налоговую тайну общедоступными, с кодом «1100», «1400», кейс «TG о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС». Так ФНС для территориальных налоговых органов распространила следующую информацию:
«Согласия, данные налогоплательщиками с кодами «1100» и «1400», с указанием в поле «1400» последовательности букв и символов «TG о наличии (урегулировании/неурегулировании) «несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС» (далее -несформированный источник), используются территориальными налоговыми органами исключительно в качестве кейса по информированию налогоплательщика по его запросу только о факте наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированного источника в отношении вычетов по НДС, принятых от непосредственного поставщика такого налогоплательщика и отраженных им в декларации по налогу на добавленную стоимость.
При этом, указание кода Согласия «1100» — «Сведения из налоговых деклараций (расчетов)» необходимо исключительно для использования деклараций по налогу на добавленную стоимость как источника информации о фактах наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированных источников и не подразумевает раскрытия третьим лицам каких-либо сведений из налоговых деклараций, кроме факта, сообщаемого только покупателю о том, что его непосредственный поставщик, операции с которым отражены в декларации по налогу на добавленную стоимость покупателя, имеет (урегулировал/не урегулировал) несформированный источник по цепочке его поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС.
Код Согласия «1400» — «Иное» служит неотъемлемым механизмом для корректной автоматизированной обработки принятых Согласий и идентификации кейса Согласий, а именно: кейса по информированию налогоплательщика о факте наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированных источников для принятия к вычету сумм НДС.
Таким образом, переданные налогоплательщиками в соответствии с письмом ФНС России от 09.10.2018 №ЕД-4-2/19656 в территориальные налоговые органы Согласия не предполагают раскрытия третьим лицам хозяйственных связей между налогоплательщиками, любых данных из налоговых деклараций и иной информации, содержащей сведения коммерческой и/или налоговой тайны за пределами сведений о факте наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС».
Итог: данный инструмент отбора и выбора контрагентов для выстраивания коммерческих отношений должен был стать эффективным подспорьем формирования честной конкуренции и «обеления» рынка не только в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Однако, как показывает практика, для остальных секторов экономики данный инструмент остался «за кадром» и не проработан в полной мере ФНС, поэтому его эффективность на текущий момент очевидна только как инструмент должной осмотрительности в договорной конструкции между сторонами сделок.
Анна Зарипова,
Руководитель департамента налогового консалтинга
Группы компаний ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ
Оставьте заявку,
мы вас проконсультируем
Свяжитесь с нами, и мы ответим на ваши вопросы