Предупрежден, значит вооружен. Субсидиарная ответственность по долгам компании в рамках процедуры банкротства и не только

Практика сопровождения дел о банкротстве показывает, что в большинстве случаев привлечение к ответственности есть следствие недостаточной правовой грамотности руководителей и собственников бизнеса.

По-прежнему нередки ситуации, когда лица, участвующие в управлении компанией, руководствуются мнением, что в случае возникновения так называемых негативных последствий (задолженность, неплатежеспособность, т.д.), ответственность за них будет возложена исключительно на юридическое лицо, причем лишь в пределах имеющихся у него активов. Таким образом, прогнозируя вероятные риски, учитываются лишь возможные убытки компании, но никоим образом не личная ответственность лица, принимающего управленческие решения.

Данная позиция обусловлена тем, что законодатель, определяя пределы ответственности, установил правило, в соответствии с которым участник юридического лица не отвечает по его обязательствам. Но при этом законодатель также  отмечает, что это правило имеет и исключения.

Так, в случае банкротства организации по вине ее участников или других контролирующих ее лиц, при недостаточности у компании имущества для расчета с кредиторами,  субсидиарная ответственность по обязательствам организации может быть возложена на лиц, которые имеют возможность определять действия этой компании, т.е. фактически на ее собственников, бенефициаров и руководителей.

По своей сути – это дополнительная, неограниченная ответственность, возникающая в случае, если организация-должник не сможет погасить имеющуюся у нее задолженность.

Прямая опасность быть привлеченным к субсидиарной ответственности имеется и у лиц, осуществляющих текущее управление организацией-должником (директора, управляющего, ликвидатора). Это может произойти, если они своевременно не подали заявление о признании организации банкротом или, если они ненадлежащим образом осуществляли ведение и хранение документов бухгалтерского учета, если это существенно затрудняет проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Таким образом, руководителям организации необходимо держать руку на пульсе и соотносить критерии недобросовестности с реальными показателями предприятия. В противном случае, если окажется так, что у должника имелась возможность удовлетворить требования кредитора, организация, а как следствие ее руководитель, будет компенсировать убытки кредитора, причиненные ему в результате возбуждения дела о банкротстве.

Принимая решение о привлечении к субсидиарной ответственности, суд будет оценивать наличие и степень вины так называемого контролирующего лица.

Но не стоит забывать о том, что в ряде случаев закон фактически устанавливает презумпцию виновности лиц, вовлеченных в процесс управления организацией-должником.

В частности это относится к ситуациям, когда:

  • контролирующим лицом осуществлялось одобрение сделок, повлекших причинение вреда имущественным правам кредиторов, выступающих стороной по таким сделкам;
  • в ходе процедуры банкротства невозможно получить достоверную информацию в виду того, что бухгалтерские документы банкротящейся организации содержат искаженную, недостоверную информацию, равно как и не содержат ее вовсе или вообще отсутствуют;
  • более половины требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов обусловлены привлечением должника к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения.

Учитывая практику рассмотрения судами подобной категории дел,  «обвиняемым» предстоит изрядно постараться, доказывая разумность и добросовестность своих управленческих решений, которые привели к финансовой несостоятельности организации. Стоит иметь в виду, что размер ответственности такого лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что вред, причиненный по его вине существенно меньше размера требований кредиторов.

Таким образом, в ходе процедуры банкротства суд на основании полученного заявления, оценив степень вины и соотнеся размер причиненного вреда, может принять решение о привлечении лиц, контролирующих должника к субсидиарной ответственности.

Ранее такое заявление можно было подать только в ходе конкурсного производства в рамках процедуры банкротства, а инициатором требования о защите интересов кредитора выступал  арбитражный управляющий либо собрание или комитет кредиторов.

Но с недавних пор привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности можно осуществить вне рамок дела о банкротстве.

Данное правило наряду с другими изменениями законодательства о банкротстве действует с 01 июля 2017 года и предусматривает, что заявление о привлечении к субсидиарной ответственности также возможно подать в случаях:

— когда судом возвращено заявление о признании должника банкротом;

— после завершения конкурсного производства;

— если производство по делу о банкротстве прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

При этом расширен круг лиц, имеющих право подать заявление о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, включая работников должника и уполномоченных органов.

И существенно увеличен срок подачи такого заявления с одного года до трех лет с того момента, когда стало известно о наличии основания ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом.

То есть даже после завершения процедуры банкротства кредитор вправе направить в суд заявление о привлечении к субсидиарной ответственности в течение трех лет, если конечно он узнал о наличии основания только после окончания  процедуры, и аналогичное требование ранее не рассматривалось в деле о банкротстве. Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен.

Таким образом, защищая интересы кредитора, законодатель предусмотрел возможность привлечения виновных лиц к ответственности по долгам компании не только в рамках дела о банкротстве, но и даже тогда, когда у заинтересованных лиц не хватает средств для совершения такой процедуры.

Помимо изменений законодательства о банкротстве, законодатель внес изменения в ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью», предусмотрев еще одно основание для привлечения к субсидиарной ответственности.

Так, исключение из ЕГРЮЛ в результате признания недействующим ООО-должника, не исполнившего обязательства, позволяет применить к нему нормы, предусмотренные действующим законодательством, в случае отказа основного должника от исполнения обязательства. Таким образом, в случае неисполнения обязательств «умершим» должником, субсидиарная ответственность по его обязательствам может быть возложена на лиц, имевших возможность управлять им и влиять на принятие решений, если будет установлена их недобросовестность или неразумность.

Безусловно, законодательство о банкротстве совершенствует инструменты защиты интересов кредитора. Его цель – минимизировать ситуации, когда кредитор, воспользовавшись пробелом в законе, сможет ускользнуть от обязанности осуществить расчеты.

На сегодняшний день в государственной думе РФ рассматривается законопроект о внесении еще целого ряда поправок, направленных на усовершенствование института субсидиарной ответственности.

В частности планируется:

  • расширить круг ответственных лиц за счет привлечения тех, кто извлекал выгоду из незаконного или недобросовестного поведения должника;
  • постараться решить проблему фиктивного банкротства за счет  привлечения к субсидиарной ответственности должника, который не пытался оспорить необоснованные требования;
  • возложить бремя доказывания своей невиновности на «подозреваемое» лицо и некоторые другие изменения.

Специалисты Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ» всегда в курсе изменений законодательства и имеют обширный практический опыт, в том числе в сопровождении процедур банкротства и готовы оказать Вам помощь в сопровождении корпоративных и иных юридических процедур.

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО УСЛУГАМ

Оставьте заявку,
мы вас проконсультируем





    Не хотите ждать звонка?

    Свяжитесь с нами, и мы ответим на ваши вопросы

    Яндекс.Метрика