Порядок изменения условий госконтракта. Практические советы от юриста.

В связи с принятием антикризисной части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе №44-ФЗ появилась возможность по соглашению сторон государственного или муниципального контракта изменить его существенные условия. Сегодня широко обсуждается практическое применение нововведения. Будет ли оно работать? Стоит ли бизнесу рассчитывать на увеличение стоимости и продолжение нормального исполнения госконтрактов? Обо всем по порядку:

Часть 65.1 статьи 112 указывает на возможность изменения существенных условий госконтракта, но не содержит перечня таких условий.

Следовательно, изменены могут быть следующие условия:

  • о предмете контракта (что поставляется и его объем, количество)
  • о цене
  • о сроках
  • о порядке оплаты (в том числе об авансе)
  • иные.

Распространенным заблуждением является то, что эта норма только про возможность увеличения стоимости по контракту. Нет, на основании указанной нормы можно договориться об уменьшении объема поставляемого. Это особенно актуально в ситуации, когда в связи с ростом цен поставщик за установленную в контракте сумму может поставить меньшее количество товара. «Меньший объем поставки за ту же стоимость» — такая формула может быть предметом обсуждения с заказчиком.

Практические особенности применения части 65.1 статьи 112:

  • Возможность изменения условий заключенного госконтракта связано с возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения. И эти обстоятельства должны быть доказаны поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Бизнесу важно понимать, что общая фраза об увеличении стоимости материалов или о росте цен из-за курса валют не является доказательством невозможности исполнения. Необходимо доказать невозможность исполнения по конкретному контракту. Одним из распространяющихся заблуждений является то, что для изменения условий контракта в обязательном порядке необходимо доказывать наличие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор). Это не так. Часть 65.1 статьи 112 – это не про форс-мажор. Статья вообще не упоминает про форс-мажор. Он может быть, а может и не быть. Невозможность исполнения не упирается исключительно в форс-мажор. Например, поставщик не может поставить товар по установленной цене, потому что у всех оптовиков взлетела цена – это не форс-мажор, но может расцениваться как существенное изменений обстоятельств. 
  • Изменение условий происходит на основании, внимание, решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации уполномоченного государственного (муниципального) органа. Таким образом, по каждому требующему изменений госконтракту решение должны принимать индивидуально в самых высоких кабинетах.

После принятия части 65.1 статьи 112 в регионах стали разрабатываться и приниматься подзаконные акты, либо методические рекомендации о порядке применения заказчиками новой нормы. При этом сама статья не указывает на необходимость приятия какого-либо подзаконного акта.

Принимаемые в ряде регионов акты «во исполнение части 65.1 статьи 112» регулируют порядок внутреннего взаимодействия между заказчиком и принимающим финальное решение уполномоченным органом. Также в таких актах содержится перечень документов, необходимый для принятия решения об изменении существенных условий контракта. Заказчики готовят в уполномоченный орган пакет документов, в который входят:

  • проект дополнительного соглашения к контракту;
  • копия контракта, подлежащего изменению;
  • обоснование изменения существенных условий контракта. К такому обоснованию прилагаются представленные поставщиком (исполнителем) документы, подтверждающие невозможность исполнения контракта (при наличии). Подтверждающим документом может выступать заключение о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), выданное уполномоченной Торгово-промышленной палатой.

Примеры принятых подзаконных актов по регионам. Из их содержания можно понять, что будут требовать от поставщика и заказчика уполномоченные на принятие решений об изменении условий контракта органы (ссылки на документы):

Как быть с муниципальными контрактами если требуется изменение условий? По аналогии в каждом муниципалитете должен появиться акт, разъясняющий действия муниципального заказчика.

К сожалению, появляются региональные акты, содержащие норму о том, что среди документов, необходимых для изменения цены контракта должно быть заключение ТПП о форс-мажоре. «Не может быть», а «должно». Иными словами без доказанного форс-мажора изменить условия контракта не получится. Такой подход на наш взгляд не соответствует смыслу части 65.1 статьи 112 и существенно сужает ее применение.

В завершении статьи о рекомендациях поставщикам, у которых наступили сложности с исполнением госконтрактов:

  • Войдите в переписку (переговоры) с заказчиком, сошлитесь на новую часть 65.1 статьи 112 Закона №44. Не спешите просить увеличения стоимости, оцените ситуацию. Возможно стоит предложить снижение объема поставляемого товара с частичным уменьшением стоимости контракта или без такового.
  • Подготовьте обоснованные с фактической и правовой точки зрения обоснование невозможности исполнения госконтракта на прежних условиях. Соберите ответы от поставщиков о том, что цены изменились и о том, что «старых» цен нет на рынке объективно. Помните, изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, контракт вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Напомню, что стороны вправе по соглашению расторгнуть госконтракт. Но заказчик не обязан заключать ни соглашение о расторжении контракта, ни соглашение об изменении условий контракта, и вправе требовать от поставщика исполнения обязательств на изначально согласованных условиях.

Отвечая на поставленный вопрос о том, будет ли широко применяться указанная статья, отвечу так: в части увеличения стоимости — нет. А вот в части изменения иных условий — более вероятно.

В людом случае все контрактные взаимоотношения индивидуальны. Не упустите момент, когда нужно подключить квалифицированного юриста для защиты своих прав. Практика защиты бизнеса в государственных и муниципальных закупках Группы компаний ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ оказывает следующие услуги:

  • юридическое сопровождение государственного и муниципального контракта (в том числе ведение «правильной» переписки)
  • консультации по вопросам исполнения, изменения, расторжения государственного и муниципального контракта
  • представление интересов поставщика в суде
  • защита от включения в реестр недобросовестных поставщиков

Односторонний отказ поставщика по 44-ФЗ. Вопросы применения.

Защитили организацию-подрядчика в споре с администрацией по контракту в рамках 44-ФЗ

Контакты: + 7 (343) 371-77-66, lev@lev-group.ru

Арсений Артюх, автор статьи, юрист практики: + 7 (912) 20-36-802

 

НОВОСТИ КОМПАНИИ

29.04.2022
Стали спонсором конкурса красоты и таланта «МИСС И МИСТЕР ЮСТИЦИЯ 2022».
08.04.2022
Семинар для участников госзакупок.
01.04.2022
О мерах поддержки бизнеса.
26.11.2021
Юридическая фирма ЛЕВЪ поддержала проект «Вторая волна русского авангарда»
09.08.2021
В честь 30-летия Группы компаний открыли большую выставку
20.07.2021
Первое место в рейтинге аудиторско-консалтинговых компаний по направлению «Юридический консалтинг»
22.04.2021
Управляющая Группой компаний Анна Дубровина вошла в совет по развитию малого и среднего предпринимательства региона
19.04.2021
Провели конференцию по актуальным вопросам для бизнеса
09.03.2021
Приняли участие в заседании экспертного совета при бизнес-омбудсмене региона
01.03.2021
Управляющая Группой компаний Анна Дубровина приняла участие в заседании ТОП-клуба с участием Главы Екатеринбурга
20.01.2021
Приняли участие в круглом столе по вопросам реализации налоговой политики в регионе
Сотрудничество с Уральским государственным юридическим университетом
Яндекс.Метрика