Арсений Артюх
Директор по развитию
В связи с принятием антикризисной части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе №44-ФЗ появилась возможность по соглашению сторон государственного или муниципального контракта изменить его существенные условия. Сегодня широко обсуждается практическое применение нововведения. Будет ли оно работать? Стоит ли бизнесу рассчитывать на увеличение стоимости и продолжение нормального исполнения госконтрактов? Обо всем по порядку:
Часть 65.1 статьи 112 указывает на возможность изменения существенных условий госконтракта, но не содержит перечня таких условий.
Следовательно, изменены могут быть следующие условия:
Распространенным заблуждением является то, что эта норма только про возможность увеличения стоимости по контракту. Нет, на основании указанной нормы можно договориться об уменьшении объема поставляемого. Это особенно актуально в ситуации, когда в связи с ростом цен поставщик за установленную в контракте сумму может поставить меньшее количество товара. «Меньший объем поставки за ту же стоимость» — такая формула может быть предметом обсуждения с заказчиком.
Практические особенности применения части 65.1 статьи 112:
После принятия части 65.1 статьи 112 в регионах стали разрабатываться и приниматься подзаконные акты, либо методические рекомендации о порядке применения заказчиками новой нормы. При этом сама статья не указывает на необходимость приятия какого-либо подзаконного акта.
Принимаемые в ряде регионов акты «во исполнение части 65.1 статьи 112» регулируют порядок внутреннего взаимодействия между заказчиком и принимающим финальное решение уполномоченным органом. Также в таких актах содержится перечень документов, необходимый для принятия решения об изменении существенных условий контракта. Заказчики готовят в уполномоченный орган пакет документов, в который входят:
Примеры принятых подзаконных актов по регионам. Из их содержания можно понять, что будут требовать от поставщика и заказчика уполномоченные на принятие решений об изменении условий контракта органы (ссылки на документы):
Как быть с муниципальными контрактами если требуется изменение условий? По аналогии в каждом муниципалитете должен появиться акт, разъясняющий действия муниципального заказчика.
К сожалению, появляются региональные акты, содержащие норму о том, что среди документов, необходимых для изменения цены контракта должно быть заключение ТПП о форс-мажоре. «Не может быть», а «должно». Иными словами без доказанного форс-мажора изменить условия контракта не получится. Такой подход на наш взгляд не соответствует смыслу части 65.1 статьи 112 и существенно сужает ее применение.
В завершении статьи о рекомендациях поставщикам, у которых наступили сложности с исполнением госконтрактов:
Напомню, что стороны вправе по соглашению расторгнуть госконтракт. Но заказчик не обязан заключать ни соглашение о расторжении контракта, ни соглашение об изменении условий контракта, и вправе требовать от поставщика исполнения обязательств на изначально согласованных условиях.
Отвечая на поставленный вопрос о том, будет ли широко применяться указанная статья, отвечу так: в части увеличения стоимости — нет. А вот в части изменения иных условий — более вероятно.
В людом случае все контрактные взаимоотношения индивидуальны. Не упустите момент, когда нужно подключить квалифицированного юриста для защиты своих прав. Практика защиты бизнеса в государственных и муниципальных закупках Группы компаний ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ оказывает следующие услуги:
Односторонний отказ поставщика по 44-ФЗ. Вопросы применения.
Защитили организацию-подрядчика в споре с администрацией по контракту в рамках 44-ФЗ
Контакты: + 7 (343) 371-77-66, lev@lev-group.ru
Арсений Артюх, автор статьи, юрист практики: + 7 (912) 20-36-802