Перспективный законопроект Правительства России предлагает реформу процедуры банкротства

Процедура несостоятельности (банкротства) традиционно вызывает повышенный интерес, ввиду ее особой значимости.

В 2021 году Правительство России внесло в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект был разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросу совершенствования института банкротства от 5 декабря 2019 г. № Пр-2485.

В пояснительной записке к проекту указано, что законопроект направлен на комплексное реформирование института несостоятельности (банкротства), в том числе на расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, и предусматривает введение новой вариативной реабилитационной
процедуры — реструктуризации долгов. Предлагается отказаться от таких процедур банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, ограничившись применением одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры банкротства.

В обоснование необходимости внесения изменений приводится статистика Единого федерального реестра сведений
о банкротстве. Так за 2019 — 2020 годы доля удовлетворенных требований кредиторов составляет менее 5%; доля процедур, в которых выплаты кредиторам не производились, около 60%; доля ежегодно вводимых реабилитационных процедур банкротства организаций составляет менее 2%. При этом в международной практике доля реабилитационных процедур значительно выше и, например, в США за 2020 год составила около 35%. Сообщается, что процедуры, применяемые в деле о банкротстве, длятся порядка 2,5 года, а зачастую значительно дольше. Для сравнения: в США средний срок их проведения составляет около 1 года.

В целом законопроектом предлагается сокращение процедур, применяемых в деле о банкротстве юридических лиц, уточнение порядка назначения арбитражных управляющих и порядка продажи имущества должника.

В частности предлагается:

  1. Новое наименование Закона – «О реструктуризации и банкротстве».
  2. Наделить кредиторов по текущим обязательствам правом голоса на собрании кредиторов по определенным вопросам. Вместе с тем кредиторы по текущим платежам не могут участвовать в деле о банкротстве, поскольку они вступают в отношения с должником уже зная о возбужденном деле о банкротстве. Для текущих платежей установлен особый благоприятный режим их удовлетворения, обусловленный необходимостью обеспечения финансирования расходов на процедуру банкротства (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве»). Тем самым, проектируемое изменение может привести к нарушению баланса интересов кредиторов по текущим платежам с одной стороны и конкурсных кредиторов с другой стороны.
  3. Проект предоставляет преимущества по требованиям налогового органа, приравнивая их к требованиям, обеспеченным залогом, и позволяет осуществлять зачет встречных однородных требований в рамках дела о банкротстве должника только в счет погашения фискальных платежей, что также нарушает принцип равенства прав кредиторов должника.
  4. Проектом устанавливается требование о внесении кредитором, обратившимся с заявлением о признании должника банкротом или о введении процедуры реструктуризации долгов, денежных средств в депозит арбитражного суда для гарантирования выплаты вознаграждения арбитражному управляющему и оплаты расходов по делу о банкротстве.
  5. Проектом допускается отмена ограничений и арестов, наложенных на имущество должника, судом, который не устанавливал данные ограничения, что требует согласования с нормами процессуального законодательства.
  6. Предусматривается возможность приобретения кредиторами должника долей в уставном капитале (акций) должника без получения согласия его участников (акционеров) и без выплаты им каких-либо компенсаций.

Законопроект был направлен на согласование в Центральный банк и на доработку.

В пояснительной записке указано, что принятие законопроекта будет способствовать сокращению сроков
и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников, испытывающих временные трудности, но имеющих возможность восстановить свою платежеспособность при предоставлении необходимых для этого правовых инструментов.

 

Практика сопровождение банкротства

+ 7 (343) 371-77-66

lev@lev-group.ru

Сопровождение банкротства

Читайте также

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО УСЛУГАМ

Оставьте заявку,
мы вас проконсультируем





    Не хотите ждать звонка?

    Свяжитесь с нами, и мы ответим на ваши вопросы

    Яндекс.Метрика