Верховный суд указал на правомерность включения организации в реестр недобросовестных поставщиков даже после прекращения действия муниципального контракта.
(Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12 марта 2020 г. N 308-ЭС19-23241 по делу N А32-47028/2018)
Развитие событий: Между администрацией муниципалитета (Заказчиком) и организацией был заключен муниципальный контракт, в рамках федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» N 44-ФЗ.
Впоследствии администрация отказалась от исполнения контракта, ввиду существенных нарушений подрядчиком условий муниципального контракта.
Материалы были направлены в Управление федеральной антимонопольной службы региона для рассмотрения вопроса о включении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
УФАС приняло решение не включать организацию в РНП, поскольку отказ Заказчика от исполнения контракта был осуществлен за пределами срока действия муниципального контракта. Суды трех инстанций поддержали УФАС, придерживаясь позиции о том, что правовых последствий в виде включения в РНП при таких обстоятельствах, быть не может.
Однако Верховный суд перевернул ситуацию. Решение УФАС было признано недействительным, а решения судов отменены.
Аргументы Верховного суда:
*Напомним, что включение участника закупки в РНП не является мерой ответственности в юридическом смысле. Такая мера ответственности не предусмотрена действующим законодательством. Вместе с тем, в судебной практике закрепился тезис о том, что включение в реестр по сути является мерой публичной ответственности.
Поставщикам (исполнителям) государственных и муниципальных контрактов всегда следует занимать активную правовую позицию в спорах о включении в РНП. Ответственным решением будет обращение к юристам, специализирующимся на разрешении подобных споров.
Арсений Артюх, юрист практики защиты прав бизнеса в государственных и муниципальных закупках.