Односторонний отказ поставщика по 44-ФЗ. Вопросы применения.

Все большее количество поставщиков по государственным и муниципальным контрактам задумываются об одностороннем отказе от исполнения заключенного контракта в рамках 44-ФЗ с целью расторжения невыгодного контракта.

Что важно понимать поставщикам при принятии такого решения. По пунктам:

1. Односторонний отказ поставщика возможен, если право на односторонний отказ предусмотрено в контракте и у заказчика. Почти во всех госконтрактах оно есть, тем не менее, необходимо это проверить в контракте.

« Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. »

часть 19 статьи 95 Закона №44-ФЗ

2. Причиной одностороннего отказа может быть только существенное нарушение госконтракта другой стороной.

3. Односторонний отказ поставщика не является основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков согласно 44-ФЗ. Таким образом, односторонний отказ поставщика можно рассматривать как превентивную меру защиты.

4. Что будет, если поставщик в одностороннем порядке откажется от исполнения госконтракта, придумав какое-либо основание, которое строго юридически не будет существенным? Иными словами, что будет, если поставщик пойдет на необоснованный односторонний отказ, чтобы избавиться от невыгодного госконтракта? Напомню, что госконтракт считается расторгнутым на 11-й день после уведомления Заказчика об одностороннем отказе.

5. Варианты развития событий предыдущего пункта. Заказчик получает необоснованный отказ и у него остаётся два варианта. Вариант №1 — принимает свой односторонний отказ и направляет материалы в УФАС для рассмотрения вопроса о включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Вариант №2 — заказчик обращается в суд с иском об отмене одностороннего отказа поставщика.

6. По поводу варианта №1. Практика УФАС по-разному оценивает такие ситуации. Часто срабатывает формула, что «односторонний отказ заказчика после отказа поставщика правовых последствий не имеет. Контракт считается расторгнутым на 11-й день после отказа, а если вам, заказчик, не нравится односторонний поставщика – идите в суд». Если это срабатывает, то поставщик спасается от РНП.

7. По поводу варианта №2. Заказчик обращается в суд об отмене одностороннего отказа. Такое встречается, но крайне редко. Зачем заказчику лишнее напряжение с судами? Он это делать не обязан. Заказчик размещает новую закупку и забывает про неродового поставщика. В УФАС заказчик уже обратился по модели №1, выполнив свою обязанность, зачем судиться дальше? А поставщика такая логика вполне устраивает, так как он избавляется от невыгодного контракта, а при неумелом иске заказчика еще и избегает штрафов и неустоек.

8. Описанная мной модель поведения поставщика применяется. Она похожа на злоупотребление правом, но кого это волнует кроме юристов. Вместе с тем, окажись заказчик принципиальным и с сильным юр. отделом, такая схема может выйти поставщику боком.

 

Порядок изменения условий госконтракта. Практические советы от юриста.

Главное о юридической природе государственного контракта

Защитили подрядчика по 44-ФЗ от взыскания с него порядка 2 миллионов рублей

Практика защиты бизнеса
в государственных и муниципальных закупках 
+ 7 (343) 371-77-66, lev@lev-group.ru 

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО УСЛУГАМ

Оставьте заявку,
мы вас проконсультируем





    Не хотите ждать звонка?

    Свяжитесь с нами, и мы ответим на ваши вопросы

    Яндекс.Метрика