- Контакты
- 620014, Россия г. Екатеринбург
проспект Ленина, 5/4
Специалисты Департамента налогового консалтинга Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ» проанализировали законопроект и сформулировали свое правовое мнение относительно его положений.
Краткие выводы по итогам анализа законопроекта:
1. При установлении или изменении налога, определении его объекта и других существенных элементов, необходимо учитывать закрепленные в статье 3 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) важнейшие принципы законодательства о налогах и сборах, такие как всеобщность, равенство, справедливость, соразмерность, законность и экономическая обоснованность налогообложения.
Сущность принципа экономической обоснованности заключается в том, что установление налогов не может быть произвольным, то есть налоги не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав.
Предложенные Министерством финансов РФ изменения затрагивают установленные нормами абз. 12 ст. 346.27 и пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ определения розничной торговли для целей применения ЕНВД и ПСН, а именно ограничивают круг товаров, в отношении деятельности по розничной торговле которыми налогоплательщики могут применять указанные режимы налогообложения.
По мнению налоговых юристов Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ», отраженные в Законопроекте дополнительные ограничения возможности применения ЕНВД и ПСН, в форме исключения из розничной торговли деятельности по реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке, не имеют под собой экономического обоснования.
Налоги и сборы, не имеющие надлежащего экономического обоснования, то есть установленные произвольно, не могут считаться законно установленными.
2. Ранее в рамках реализации пилотного проекта уже была введена маркировка лекарственных средств и изделий из меха. Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 792-р к числу товаров, подлежащих обязательной маркировке, добавлены еще десять наименований товаров, к которым относятся и товары, представляющие значительный интерес для потребителей, а именно:
1) Табачная продукция;
2) Духи и туалетная вода;
3) Шины и покрышки пневматические резиновые новые;
4) Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
5) Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;
6) Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков;
7) Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек;
8) Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное;
9) Обувные товары;
10) Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.
Ограничение возможности применения систем налогообложения ЕНВД и ПСН в отношении розничной торговли такими товарами приведет к существенному повышению налоговых и сопутствующих им издержек и, как следствие, вероятному сокращению числа предпринимателей, ведущих розничную торговлю.
Предлагаемые Минфином изменения фактически приведут к тому, что торговля маркированными товарами будет накладывать на предпринимателей большие издержки, нежели торговля иными товарами.
Таким образом, отраженное в Законопроекте правовое регулирование будет иметь негативные последствия для предпринимателей, потребителей, а также бюджетной системы, вследствие сокращения числа налогоплательщиков и деловой активности населения.
3. Возложение на налогоплательщиков, применяющих системы налогообложения в виде ЕНВД и ПСН, дополнительных ограничений и издержек, связанных с торговлей маркированными товарами и влекущих значительные затруднения в ведении бизнеса для МСП, противоречит Стратегии развития торговли в РФ на 2015-2016 гг. и период до 2020 г., утвержденной Министерством промышленности и торговли РФ.
За полной версией правового мнения, а также за консультациями по другим вопросам налогообложения обращайтесь к специалистам Департамента налогового консалтинга Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ» по телефонам: (343) 377-60-47 (48), 371-77-66, e-mail: lev@lev-group.ru