Минфин РФ о порядке изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов.

Публикуем Письмо Минфина РФ о порядке изменения существенных условий госконтрактов. 

Письмо Минфина России от 12.04.2022 № 24-01-07/31697 «По вопросам применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок»

 

  1. Федеральным законом от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 46-ФЗ) статья 112 Закона № 44-ФЗ дополнена частью 651, предусматривающей возможность изменения существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такое изменение осуществляется с соблюдением положений частей 13— 16 статьи 95 Закона № 44-ФЗ на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

На основании части 651 статьи 112 Закона № 44-ФЗ при наличии предусмотренного данной нормой решения могут быть изменены любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Обстоятельства непреодолимой силы являются одним из таких обстоятельств.

Часть 651 статьи 112 Закона № 44-ФЗ образует специальное основание для изменения существенных условий контракта и не содержит ограничений пределов изменений, вносимых в условия контракта, в связи с чем размер увеличения может превышать соответствующие размеры, предусмотренные иными положениями Закона № 44-ФЗ, в частности в отношении цены контракта и срока исполнения контракта.

Принятие решений и издание актов высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Положениями Закона № 44-ФЗ не ограничивается возможность высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в решении, указанном в части 651 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, условия его применения, в том числе предусматривающие необходимость выполнения сторонами контракта определенных действий, при выполнении которых допускается изменение существенных условий контракта.

  1. Согласно части 2 статьи 15 Закона № 46-ФЗ в период до 31 декабря 2022 годавключительно решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ осуществление закупки в случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) начинается с заключения контракта.

В связи с изложенным, учитывая, что предусмотренные в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 46-ФЗ случаи осуществления закупок устанавливаются до 31 декабря 2022 года, заключение контракта в таких случаях должно быть осуществлено не позднее 31 декабря 2022 года.

Требования к сроку завершения закупки частью 2 статьи 15 Закона № 46-ФЗ не установлены, в связи с чем срок исполнения контракта определяется с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и может истекать после 31 декабря 2022 года.

Принятая редакция части 2 статьи 15 Закона № 46-ФЗ не предусматривает возможность в случаях, установленных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения муниципальных нужд.

В целях обеспечения оперативного осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд Минфином России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 99018-8), предусматривающий распространение права осуществлять закупки в вышеуказанных случаях, в том числе для обеспечения муниципальных нужд.

  1. Возможность осуществления закупок, предусмотренных пунктами 51и 52 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ в порядке, установленном частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, не предусмотрена, поскольку такой порядок применяется исключительно при осуществлении закупок в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

В настоящее время Минфином России разработан проект федерального закона, предусматривающий установление возможности осуществлять такие закупки в порядке, установленном частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Также положениями указанного проекта федерального закона предусматривается исключение из пункта 51 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ указание на медицинскую организацию и на решение учредителя медицинской организации, что позволит применять положения указанного пункта иным заказчикам.

  1. В настоящее время Минфином России во исполнение соответствующего поручения Правительства Российской Федерации рассматривается вопрос о подготовке предложений о временном освобождении заказчиков от обязанности руководствоваться при осуществлении закупок предельной ценой, определенной при нормированиизакупок.
  2. Согласно части 70 статьи 112 Закона № 44-ФЗ в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в 2021 и 2022 годах положения пункта 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ также применяются к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.

В настоящее время такие случаи и порядок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 1315) исключительно в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд если стороной контракта является заказчик, указанный в приложении (подпункт «а» пункта 2).

В связи с изложенным изменение на основании части 70 статьи 112 Закона № 44-ФЗ условий контракта, заключенного на срок менее одного года и предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия на основании возможно осуществить исключительно при условии соблюдения ограничений, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, и положений Постановления № 1315.

В случае невозможности изменения существенных условий контрактов на основании положений части 70 статьи 112 Закона №  44-ФЗ, такие условия могут быть изменены в соответствии с положениями части 651 указанной статьи.

  1. Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2022 г. № 505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году» предусмотрена норма, которая носит рекомендательный характер для высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), в части принятия мер, обеспечивающих включение в заключаемые ими в 2022 году государственные контракты (муниципальные контракты) условий об авансовых платежах в размерах, аналогичных размерам, установленным указанным постановлением для федерального бюджета.

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

 

НОВОСТИ КОМПАНИИ

19.07.2022
В офисе Группы компаний открылась выставка работ Виталия Воловича
29.04.2022
Стали спонсором конкурса красоты и таланта «МИСС И МИСТЕР ЮСТИЦИЯ 2022».
08.04.2022
Семинар для участников госзакупок.
01.04.2022
О мерах поддержки бизнеса.
26.11.2021
Юридическая фирма ЛЕВЪ поддержала проект «Вторая волна русского авангарда»
09.08.2021
В честь 30-летия Группы компаний открыли большую выставку
20.07.2021
Первое место в рейтинге аудиторско-консалтинговых компаний по направлению «Юридический консалтинг»
22.04.2021
Управляющая Группой компаний Анна Дубровина вошла в совет по развитию малого и среднего предпринимательства региона
19.04.2021
Провели конференцию по актуальным вопросам для бизнеса
09.03.2021
Приняли участие в заседании экспертного совета при бизнес-омбудсмене региона
01.03.2021
Управляющая Группой компаний Анна Дубровина приняла участие в заседании ТОП-клуба с участием Главы Екатеринбурга
20.01.2021
Приняли участие в круглом столе по вопросам реализации налоговой политики в регионе
Яндекс.Метрика