Сотрудничество бизнеса с самозанятыми порождает немало юридических вопросов. Один из таких поступил в нашу компанию и звучал так: «Организация заключает договор с самозанятым без регистрации в качестве ИП на оказание услуг по перевозке груза. Может ли самозанятый осуществлять эти перевозки и какие документы должны оформлять стороны договора?»
Ответ юристов Группы компаний ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ:
Согласно системному толкованию действующих норм мы полагаем, что самозанятому гражданину необходимо зарегистрироваться в качестве ИП при осуществлении грузоперевозок. Несмотря на то, что прямо в Федеральном законе от 27.11.2018 № 422-ФЗ (Законе о самозанятых) такой обязанности нет.
Обоснование:
- В Законе о самозанятых об услуге по перевозке грузов отдельно не говорится, оказание такой услуги не запрещено. Вместе с тем, согласно части 6 статьи 2 того же закона самозанятый вправе осуществлять деятельность без государственной регистрации в качестве ИП, за исключением тех видов деятельности, ведение которых требует наличия такого статуса. В России действует Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Устав автомобильного транспорта). Согласно части 13 статьи 2 данного закона под перевозчиком понимается только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза соответствующие обязанности. Сторонами договора перевозки могут являться только юридические лица и ИП. Устав автомобильного транспорта в данном случае является специальной нормой по отношению к Закону о самозанятых и в регулировании рассматриваемого вопроса действовать будет именно специальная норма Устава.
- Заключение и исполнение договора перевозки груза требует оформления транспортной накладной, путевого листа. Согласно Уставу автомобильных перевозок, приказу Министерства транспорта РФ от 11.09.2020 N 368 обязанность оформления указанных документов лежит только на юридическим лице или индивидуальном предпринимателе. Если задаться вопросом о том, зачем самозанятому оформлять все эти документы, то в первую очередь они нужны заказчику перевозки. Именно транспортная накладная для заказчика является подтверждением заключения договора перевозки и, соответственно, основанием для отражения понесенных расходов в целях налогового учета.
- По вопросу подтверждения заключения договора перевозки и учета расходов в целях налогообложения: полагаем, что при заключении договора перевозки с самозанятым просто чека от него будет недостаточно, необходима транспортная накладная. Акт оказания услуг (выполнения работ), исходя из разъяснений ФНС России, является дополнительным (необязательным) документом, который оформляется сторонами договора по соглашению.
Таким образом, по мнению юристов Группы компаний ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ для применения гражданином специального налогового режима Налог на профессиональный доход в отношении деятельности по перевозки грузов необходима его регистрация в качестве ИП. Оказание услуги в качестве ИП, применяющего Налог на профессиональный доход, возможно.
Следует отметить, что официальных разъяснений органов власти по рассматриваемому вопросу нет.