Банк России получает все больше полномочий, не свойственных регулятору денежно-кредитной политики

Центральный банк России отчитался о работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов, проведенной в январе-сентябре 2024 года. Статистические данные опубликованы на сайте регулятора cbr.ru.

Так, в январе-сентябре 2024 года количество жалоб, поступивших в отношении кредитных организаций, выросло на 18,3% по сравнению с январем-сентябрем 2023 г. и составило 140,8 тысячи. Количество жалоб на действия (бездействия) кредитных организаций, связанных с обслуживанием  клиентов по расчетным счетам составило 15,6 % и увеличилось  на 1,2 % с аналогичным периодом 2023 года (14,4 %).

В данной статистике не приведены жалобы (обращения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые обращались в межведомственную комиссию Банка России для оспаривания высокого уровня риска, установленного Банком России.

Надеемся, что такая выборка появится у Банка России в ближайшее время, поскольку количество обращений в межведомственную комиссию Банка России продолжает расти.

Однако не отсутствие такой статистики вызывает обеспокоенность, а то, как Банк России оформляет на себя все больше полномочий, не свойственных регулятору денежно-кредитной политики. Сейчас законодатель предоставил Банку России право не только устанавливать риски ведения деятельности, но и по результатам рассмотрения обращений, инициировать прекращение хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (абз.2 п.4 ст.7.8 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон №115-ФЗ).

Вместе с тем, в соответствии с п.2 ст.75 Конституции РФ «защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Такая защита со стороны Банка России обеспечивается путем регулирования объема находящейся в обращении в РФ денежной массы для поддержания покупательной способности рубля. Защита рубля обеспечивается и такими мерами, как выпуск денежных купюр, обладающих «средствами защиты», т.е. признаками, позволяющими избежать их подделки фальшивомонетчиками, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных купюр и пр.» [1].

Весь функционал Банка России перечислен в ст.4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон №86-ФЗ). С марта 2022 года законодательно вводится пункт 18.8 в статью 9.1 Закона № 86-ФЗ, которым предусмотрено право устанавливать для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уровни риска совершения подозрительных операций.

Целями нововведения  стали:

  • защита финансового рынка от совершения финансовых операций в противоправных целях;
  • создание условий для беспрепятственного проведения финансовых операций юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), отнесенных к группе низкой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций;
  • повышение качества оценки кредитными организациями и филиалами иностранных банков степени (уровня) риска совершения подозрительных операций клиентами — юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями);
  • снижение издержек хозяйствующих субъектов, кредитных организаций и филиалов иностранных банков, связанных с выполнением кредитными организациями и филиалами иностранных банков требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов клиентов кредитных организаций и филиалов иностранных банков — юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при осуществлении кредитными организациями и филиалами иностранных банков внутреннего контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Однако вышеуказанные цели Банка России не только создают издержки и препятствия для хозяйствующих субъектов, но и дублируют полномочия Росфинмониторинга, а также кредитных организаций при разработке последними правил внутреннего контроля (уровней рисков) в целях исключения совершения клиентами подозрительных операций, предоставленных п.3.1 ч.1 ст.7 Закона №115-ФЗ. Более того, согласно сайту cbr.ru. с 01.06.2024 года в Банке России создана Служба финансового мониторинга и валютного контроля (далее — Служба ФМиВК) на базе Департамента и региональных подразделений финансового мониторинга и валютного контроля.

А зачем тогда создавалась Указом Президента РФ от 13.06.2012 №808 Федеральная служба по финансовому мониторингу с численностью сотрудников на федеральном и территориальном уровнях?

Может в Службе ФМиВК Банка России по своему видят борьбу с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (национальная оценка рисков) нежели Федеральная служба по финансовому мониторингу? Либо это новый способ освоения бюджетных средств для дублирующей структуры?

Напомню, что именно на Федеральную службу по финансовому мониторингу возложены на федеральном и территориальном уровнях полномочия по разработке национальных уровней рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (национальная оценка рисков) а также контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений.

В соответствии с Законом №115-ФЗ именно на кредитные организации возложены обязанности по формированию правил внутреннего контроля и установление уровней риска совершения подозрительных операций у потенциальных клиентов и клиентов, находящихся на обслуживании. Кредитные организации самостоятельно на основании критериев, разработанных Федеральной службой по финансовому мониторингу присваивают и обновляют уровни рисков для своих клиентов. В этом случае, оценка проводится на основе детального анализа хозяйственных операций, а при наличии подозрений путем направления запросов кредитные организации получают документы от клиентов и уже принимают обоснованные выводы о наличии/отсутствии у клиентов подозрительных операций. При этом низкий уровень риска устанавливается кредитными организациями при открытии счета потенциальным клиентом.

А как же действует Банк России при выставлении уровней риска? Ведь низкий уровень риска и другие уровни не может присваивать Банк России, поскольку самостоятельно не занимается обслуживанием счета хозяйствующего субъекта, документы не запрашивает, выписки по счетам не формирует и не ведет, всю информацию об отказах в заключении банковского счета и других мерах ограничений по счетам, принятых кредитными организациями получает от Федеральную службу по финансовому мониторингу согласно Приказу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 02.11.2016 № 361[2].

Согласно ст.9.1 Закона №86-ФЗ Банк России может устанавливать уровни риска самостоятельно, независимо от кредитных организаций. При этом Банк России не располагает необходимой и достоверной информацией о деятельности клиента. Более того, направляя уведомление в кредитную организацию об установлении высокого уровня риска в отношении конкретного клиента, клиент автоматически становится обязанным оспорить высокий уровень в межведомственную комиссию Банка России. Хотя законодатель и предоставил право для  кредитной организации оспорить уровень риска, присвоенный Банком России. Но, во-первых, какой банк станет оспаривать решение надзорного органа? А, во-вторых, при условии предоставления клиентом всех запрошенных документов, это не приведет к отмене решения в кредитной организации, поскольку оно принято Банком России, а не кредитной организацией.

Более того, такое решение Банка России о присвоении клиенту высокого уровня риска ничем не будет обоснованно ни документально, ни процедурно. И чтобы его оспорить, клиент должен снова обратиться с заявлением в межведомственную комиссию Банк России, приложив множество документов по форме согласно Положению Банка России от 23.09.2024 № 842-П. Будет ли пересмотрено уже ранее принятое решение Банка России, не думаю. Пока таких случаев на сайте Банка России не зафиксировано, поскольку такая статистика рассмотрения обращений межведомственной комиссии Банка России, не ведется.

Судебная практика

В настоящее время не в пользу клиента есть решение Арбитражного суда г.Москвы по делу пело № А40-63231/23-162-518, в котором решение межведомственной комиссии Банка России об установлении клиенту высокого уровня риска признано законным, поскольку клиент не осуществлял реальных финансово-хозяйственных операций, взаимодействие Заявителя с его контрагентами направлено на создание искусственного (формального) документооборота, совершение подозрительных транзитных операций, направленных на получение денежных средств в наличной форме в интересах третьих лиц.

Предоставив себе безграничные полномочия, Банк России как законодатель в одном лице сам устанавливает критерии высокого уровня риска, например в Решении Совета Директоров Банка России от 26.04.2022. Однако установление собственных критериев оценки высокого уровня риска без взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу, а также таможенной и налоговой службами, ведет лишь к бесконтрольности и «законодательному произволу» со стороны Банка России. В частности, при установлении таких критериев, как показатель налоговой нагрузки и совершение клиентом операций с нерезидентом РФ. Данные критерии высокого уровня риска не предусмотрены в документах Федеральной службы по финансовому мониторингу и налоговой службы.

Так, в споре между клиентом и Банком России по делу №А40-164680/2024, регулятор усмотрел в деятельности клиента подозрительные операции на том основании, что налоговая нагрузка клиента низкая, а операции по счету совершены с нерезидентом РФ, открывшего банковский счет на территории РФ.

Чем закончится судебное разбирательство по делу №А40-164680/2024, покажет время, но ясно одно — Банк России, наделяя себя полномочиями не свойственными ему, теряет свою главную функцию «защита и обеспечение устойчивости рубля».

 

[1] Комментарий к Конституции Российской Федерации (коллектив авторов; под редакцией д.ю.н. С.А. Комарова). — Москва: «Издательство Юрайт», 2023. — 410 с.

[2] Приказ от 02.11.2016 №361 «Об утверждении Положения о порядке направления Федеральной службой по финансовому мониторингу в Центральный банк Российской Федерации информации, представленной организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с пунктами 13 и 13.1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», сроках и объеме направления такой информации»

 

+ 7 (343) 371-77-66

8 (800) 101-84-63

lev@lev-group.ru

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО УСЛУГАМ

Оставьте заявку,
мы вас проконсультируем





    Не хотите ждать звонка?

    Свяжитесь с нами, и мы ответим на ваши вопросы

    Яндекс.Метрика