Публикации



Опора России
Опора России

Региональное отделение
Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей

перейти в раздел


Наши партнёры


Подписка на рассылку

Новостная информационная рассылка.
Новости законодательства,  компании, семинары, мастер-классы и т.п.

Подписаться на рассылку


 

Публикации

2 Марта 2016

«Письмо счастья» разрушило добрые отношения с контрагентом?

Конкуренция в бизнесе была, есть и будет всегда. Хорошо, когда она добросовестная. Однако, некоторые конкуренты могут прибегнуть к крайне недобросовестным способам борьбы. Скажем, отправить контрагентам Вашей фирмы письмо с ярким описанием причин, по которым с Вашей организацией не стоит связываться: многочисленные задолженности, арестованное приставом имущество, производство некачественного товара, поставки с задержкой и др. Что делать, если порочащие сведения содержатся в письме, исходящем от организации?

Итак, Вы узнали о том, что в «письме счастья», отправленном контрагенту, содержится не соответствующая действительности и порочащая деловую репутацию Вашей фирмы информация. Российский закон (ст. 152 ГК РФ) в таком случае дает возможность защититься в судебном порядке.

Вы вправе обратиться в суд с требованием об опровержении порочащих сведений.

Три главных вопроса 

Первый вопрос, которым стоит задаться – соответствует ли действительности информация, которая содержится в письме недоброжелателя? Если да, то, увы, деловую репутацию Вы себе сами порочите.

В случае, если ответ на вопрос отрицательный и информация ложная, стоит также ответить на второй вопрос – носят ли сведения, содержащиеся в письме, порочащий характер? Суды указывают, что порочащими будут являться, например, сведения о нарушении закона, о недобросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности, о нарушении деловой этики и т.п. В то же время в одном из решений судом было указано, что, например, информация о смене места нахождения организации (адреса государственной регистрации) не может нанести вред деловой репутацию. Ведь выбор местонахождения – это право организации.

Третий вопрос, ответ на который должен быть положительным, – были ли распространены порочащие сведения? В суде необходимо будет доказать, что информация из «письма счастья» стала известна другим лицам.

   Итак, ответив на все три вопроса, Вы можете принимать решение, стоит ли начинать судебный спор и требовать опровержения распространенных сведений.

По закону опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения, или другим аналогичным способом.

Если порочащая информация содержится  в документе/письме, исходящем от организации, то такой документ/письмо подлежит замене либо отзыву.

Замена письма происходит следующим образом. Во-первых, составляется новое письмо без содержания порочащей информации. Во-вторых, новое письмо направляется тем лицам или организациям, которым изначально было направлено письмо, содержащее порочащие сведения.

Отзыв документа может быть сделан путем публичного сообщения об отзыве и недействительности. Кроме того, сообщение об отзыве может быть направлено тем лицам и организациям, которым было адресовано первоначальное письмо.

 Нужно помнить о том, что замену или отзыв письма обязано осуществить именно то лицо или организация, от которой оно исходит. Это значит, что если «письмо счастья» отправило ООО «N», то и замену или отзыв своего письма будет производить ООО «N», а не какая-то другая фирма. Иск нужно предъявлять к автору-отправителю.

Как правило, суды придерживаются следующей позиции: если письмо, содержащее порочащие сведения, направлено третьим лицам, т.е. Вашим контрагентам, то автора обязывают направить им новое письмо с опровержением изложенной информации.

Так, например, акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к товариществу об обязании последнего опровергнуть сведения, порочащие деловую репутацию истца. Истец указал, что ответчик сообщил фирме, с которой акционерное общество намеревалось создать совместное предприятие, ложную информацию.

В письме ответчика содержалось указание на «катастрофическое» финансовое состояние акционерного общества: «астрономические» долги по налогам, электроэнергии, на задолженность перед третьими лицами по вступившим в законную силу решениям судебных органов. Кроме того, было указано на арест банковских счетов акционерного общества, а также на совершении обществом отдельных действий, характеризующих его как недобросовестного партнера.

В результате развитие отношений между сторонами было приостановлено. На основании полученного письма контрагент сообщил акционерному обществу о приостановлении процедуры регистрации совместного предприятия.

Судом было установлено, что изложенные в письме товарищества сведения не соответствуют действительности. Арбитражный суд признал, что сведения, изложенные в письме, порочат деловую репутацию истца, и обязал его автора направить контрагенту акционерного общества новое письмо с опровержением ранее изложенной информации.

 Обратите внимание на то, что документ/письмо с опровержением должно содержать все необходимые реквизиты: 

  1. указание на то, от кого исходит данный документ (наименование организации, например, письмо от ООО «N»);
  2. кто его составил (конкретный человек, который занимался разработкой данного документа);
  3. дата;
  4. исходящий номер документа;
  5. печать организации;
  6. подпись руководителя и т.п.
Тайный вредитель 

Может случиться и так, что недоброжелатели будут действовать тайно и отправлять анонимные письма в адрес Ваших контрагентов.

Даже если нет возможности установить автора порочащих сведений, Вы можете обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.

Например, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании не соответствующими действительности сведений, содержащихся в анонимных письмах, разосланных клиентам. В письмах указывалось на то, что организация является недобросовестным партнером, поскольку нарушает порядок выхода региональной рекламы. А именно: активно перекрывает федеральную рекламу на телеканале своими  региональными роликами. Также был сделан акцент на то, что сотрудничество с данной организацией может нанести вред деловой репутации.

Во время судебного разбирательства в суд поступили письменные мнения от некоторых клиентов организации. В своих обращениях клиенты указали, что если судом будет установлена недостоверность сведений, изложенных в анонимном письме, то это укрепит доверие  заявителю.

Заявитель полагал, что в результате распространения таких анонимных писем, он мог не только потерять своих клиентов, но также лишиться возможности быть региональным оператором, так как договор на предоставление заявителя права размещать рекламные ролики перезаключается ежегодно.

Судом было принято решение о том, что указанная в анонимных письмах информация не соответствует действительности.

 Деловая репутация – одна из важнейших ценностей организации, а также залог успешного бизнеса. Когда репутация опорочена, есть риск упустить многие возможности. Поэтому если контрагенту пришло «письмо счастья» и в связи с этим он поспешил разорвать с Вами деловые отношения, значит, у Вас появился серьезный повод задуматься на счет судебной защиты своей репутации.

Все интересующие Вас вопросы Вы можете задать специалистам Отдела договорной и хозяйственной практики Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ»  на консультации. Предварительная запись на консультацию по тел.:  (343) 377-60-47 (48), 371-77-66.


Погорельская Дарья, юрисконсульт 

Отдела договорной и хозяйственной практики 

Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ»

 


 
31 Августа 2017
Финансовый регулятор выступил с предложениями изменить принципы работы на рынке аудита. Если они будут приняты, свою работу прекратят большинство региональных аудиторских компаний.
14 Августа 2017
Субсидиарная ответственность по долгам компании в рамках процедуры банкротства